Back

Стуре Павел

“Концептуальная модель государственного управления крупными инновационными проектами и фундаментальными исследованиями”.

Специальность - 08.00.05

“Экономика и управление народным хозяйством”.

Глава 1. Управление инновациями в рыночной среде и инновационные стратегии государства.

1.1. Принципы и методы государственного регулирования инноваций.

В конце ХХ века в качестве главного фактора экономического роста выступает инновационный процесс, который уже не только является основным предметом теоретических сценариев и практических мер государственного управления, но и становится главной движущей силой социально-экономического развития, оттеснив значение инвестиционного процесса, как источника экстенсивного расширения воспроизводства, не обеспечивающего в полной мере современным задачам интенсификации производства. Не только недостаточными становятся традиционные меры инвестиционного стимулирования, сводящиеся как правило к наращиванию объемов капитальных вложений, но они могут становятся и просто невозможными в жестких условиях перехода к рыночной экономике, при крайней ограниченности материальных, и прежде всего финансовых ресурсов.

Проведение научных исследований с целью диверсификации и модернизации производства, создание высоких технологий, наращивание научного и производственного потенциалов, разработка и инновация новых идей и продуктов определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию предприятий. Для инновационных предприятий, ориентированных на создание конкурентной научно-технической продукции, экономический успех в жестких условиях конкуренции во многом определяется инновационным менеджментом, применяемым в различных отраслях промышленности и охватывающим все стадии инновационного процесса, начиная с зарождения идеи, реализации ее в системе научно-технического производства и до масштабного распространения в народном хозяйстве нового продукта.

Одной из важнейших составляющих современной концепции инновационного менеджмента, представляющего широкий интерес специалистов, является разработка механизма мотиваций инноваций. Побудительные мотивы активизации инноваций, с одной стороны, связаны с воздействием рыночной среды, и вызывают необходимость совершенствования оборудования, требуют поиска новых конструктивных идей и решений для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. При неразвитости рыночных отношений, а также в условиях экономического кризиса, определяющую роль активизации инноваций играют меры государственного регулирования.

Экономические рычаги классического рыночного механизма в условиях свободной конкуренции являются действенным средством интеграции научно-инновационных процессов в общий цикл совокупного общественного производства национальной экономики страны. В настоящее время активная инновационная политика корпоративных хозяйствующих субъектов становится основой экономической стратегии, обеспечивающей увеличение прибыли за счет лучшего удовлетворения потребительского спроса, снижения производственных издержек, повышения конкурентоспособности продукции. Однако действие рыночных механизмов не всегда способно в полной мере обеспечить импульс инновационной активности, необходимый современной экономике для сохранения своего научно-технического потенциала на уровне ведущих стран мира.

Ограниченность действия рыночных механизмов как системы стимулирования инновационной активности можно проследить по ряду направлений:

1. Невозможность коммерциализации инновационных процессов в областях фундаментальной науки, а также таких областей как образование, здравоохранение, оборона, охрана порядка, экология и др.

2. Корпоративная изоляция инноваций и несовместимость отдельных этапов НИОКР вызывает дублирование расходов и приводит к крупным неоправданным экономическим потерям для отдельных фирм и экономики в целом.

3. Невозможность быстрой концентрации значительных финансовых средств и материальных ресурсов для осуществления крупных проектов НИОКР.

4. Недостаточная экономическая эффективность инноваций при незначительном масштабе внедрения на корпоративном уровне, не способном обеспечить достаточно емкого рынка потребностей.

5. Неопределенность результата и длительность инновационного цикла создают значительную степень риска неудачи проекта, что при отсутствии должных гарантий возмещения потерь вызывает отказ предпринимателей от участия в наиболее смелых и рискованных проектах.

6. На микроуровне отдельного предприятия невозможно оценить и реализовать мультипликативный эффект инновационных проектов проявляющийся в других сферах и смежных областях исследований.

7. Отсутствие крупных государственных заказов на дорогую и недоступную для массового потребителя продукцию может затормозить инновации, имеющие общенациональное значение [2].

В российской экономике 1997-98 гг. сложилась ситуация, когда жесточайший кризис неплатежей, острый бюджетный дефицит и резкое падение доходов от продажи энергоносителей практически парализовали отечественный финансовый рынок, который прекратил обеспечивать функции инвестиционного стимулирования научно-технического прогресса.

В таких условиях особенно возрастает роль инновационных процессов и способа их организации, обеспечивающих на государственном уровне оптимизацию задач управления, направленных на интенсификацию экономического роста и ориентацию экономической стратегии на получение доходов за счет инноваций в ключевых направлениях НТП.

Среди ряда основных и традиционных мер государственного регулирования инновацями выделяют главные направления экономической стратегии: [5].

- бюджетное финансирование государственных научно-исследовательских организаций фундаментального профиля;

- учреждение и финансирование целевых научно-исследовательских программ с организацией конкурса грантов на исследовательские темы и новые технологии;

- государственные заказы на выполнение отдельных разработок и освоение новых продуктов и процессов;

- государственные заказы на закупки новых видов продукции или дополнительных ее объемов при освоении более производительных технологий;

- беспроцентное или льготное кредитование инвестиций в новые технологии;

- приобретение государством пакетов акций вновь учреждаемых инновационных предприятий;

- гарантирование проектных кредитов, берущихся на инновационные цели;

- поддержка национальных и региональных сетей инновационных центров и технологических парков;

- обеспечение судебной и законодательной защиты технологических секретов как разновидности коммерческой тайны;

- предоставление инвестиционного налогового кредита под реинвестирование прибыли в новые технологии;

- субсидирование производителей и продавцов или потребителей новых продуктов и услуг.

Сложность объекта и широта спектра аспектов регулирования обусловливают развертывание государственного участия в инновационных процессах в систему целевых установок и способов их осуществления. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов [2].

Инновационная политика государства тесно переплетается с важнейшими направлениями общеэкономической стратегии, регулирующей множество областей и сфер социально-экономической жизни общества:

- регулирование научного развития в отраслях прикладного знания и использование научно-технических достижений в промышленности;

- стимулирование инноваций через структурную политику государства, направленную на поддержку высокотехнологичных и наукоемких отраслей, поощрение развития традиционных отраслей на новой технологической базе и свертывание стагнирующих производств с целью перераспределения ресурсов отрасли;

- обеспечение социальной политики путем расширения спектра потребляемых материальных и нематериальных благ и услуг, развитие интеллектуального потенциала личности и его социальная защита от деградации;

- гуманизация общества, связанная в частности с облегчением положения инвалидов и больных, достигаемая при расширении инноваций в области медицины и здравоохранения;

- поддержание достаточного уровня обороноспособности в области техники вооружений и снижение бюджетных затрат на оборону за счет инновационных механизмов;

- решение экологических проблем общества на основе модернизации очистных сооружений, предприятий по переработке и утилизации отходов и т.д..

Механизмы разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в настоящее время находятся в стадии становления. Исходные правовые предпосылки государственной инновационной политики содержатся в Конституции РФ:

Статья 8, п.1 гласит о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности.

Статья 43, п.1 гарантирует гражданам России свободу научного, технического и других видов творчества. При этом интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 71, п.е) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного,экономического,социального, культурного и национального развития.

Статья 71, п.и), м), р) относит к ведению РФ федеральные энергетические системы, ядерная энргетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, оборона и безопасность, оборонное производство, метеорологическая служба, стандарты.

Статья 72, п.1 относит общие вопросы образования и науки в совместное ведение РФ и ее субъектов.

Статья 114, п.в) возлагает на Правительство РФ проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

К важнейшим методам регулирования инновационных процессов относится создание общеэкономических условий распространения новвоведений. К таким условиям относятся прежде всего ограничение монополий и стимулирование конкуренции. Исходной базой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, принятый 22 марта 1991г. Действие закона направлено на развитие конкретного предпринимательства, ограничение деятельности предприятий-монополистов, создание предпосылок для демонополизации экономики, предотвращение недобросовестной конкуренции. Подобное воздействие на инновационные процессы оказывает Закон РФ “О защите прав потребителей” , действующий с 1992г.

Единое техническое пространство для масштабных экономических и инновационных проектов обеспечивается принятыми в 1993г. Законами РФ “О стандартизации” и “О сертификации”.

Социальная , политическая и экономическая ситуация в стране требует принятия закона, направленного на развитие инновационной деятельности. В настоящее время разработано несколько проектов такого закона [7]. Среди основных направлений поддержки государственной инновационной политики в проекте закона выделены следующие пункты:

1. Содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства.

2. Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих иноваций, составляющих основу современного технологического уклада.

3. Сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности.

4. Содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризисом, политика государственного регулирования, закрепленная в нормативных документах законодательной базы, должна быть подчинена задачам сохранения накопленного научно-технического потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки. В тоже время, недостатки существующей нормативно-методологической и законодательной базы, во многом сохранившей в себе черты старой системы социалистического планирования и централизованного директивного администрирования не позволяют работать в полную силу экономическому механизму стимулирования инновационной активности.

Для экономического роста посредством активизации инновационного процесса и превращения его в главную движущую силу научно-технического прогресса, необходима переориентация экономической стратегии государства в мерах поддержки энергодобывающих отраслей промышленности, все более убыточных из-за снижения мировых цен на энергоносители, к определению и поддержке приоритетных отраслей производства, способным создавать конкурентную на мировом рынке наукоемкую продукцию.

 

1.2. Обзор состояния инновационных процессов в России.

 

Современное состояние экономического и научного потенциала России в кризисный период общественно-экономического развития, связано с переходом от административно-командной экономики к рыночным отношениям. Переходный период требует прежде всего особых мер государственного регулирования, направленных на сохранение квалифицированных научно-технических кадров. В первые годы реформ произошло резкое сокращение реального финансирования российской науки и соответственно численности занятого в ней персонала. В результате системного кризиса наблюдается нынешнее состояние российской сферы НИОКР. Следует иметь в виду, что процессы формирования научно-технического потенциала носят кумулятивный характер, им присущ длительный временной лаг между инвестициями и получением результатов. Восстановление утраченного интеллектуального потенциала может потребовать нескольких десятилетий и значительно больших затрат, по сравнению со своевременной поддержкой [2].

В настоящее время, Президентом и Правительством РФ предпринимаются меры по поддержке научно-технического потенциала страны. Наиболее радикальной из них стало Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. “О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок”. Постановлением было предусмотрено, в качестве неотложных мер по оздоровлению финансового состояния науки, установление, начиная с 1996 г., масштабов государственного финансирования НИОКР гражданского назначения в размере не менее 3% расходов федерального бюджета с увеличением доли в последующие годы, утверждение на правительственном уровне приоритетных направлений развития науки и техники, рационализация сети научных организаций, разработка в субъектах РФ мер по поддержке развития научной и инновационной деятельности в регионах и другие.

Система мер по выводу науки из кризисного состояния нашла дальнейшее развитие в Постановлении Правительства РФ от 7 мая 1997 г. “О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации”. Этим документом предусматривается следующие шаги:

- выделение с 1988 г. на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения не менее 4% расходной части федерального бюджета;

- привлечение кредитов международных финансовых организаций на финансирование высокоэффективных научно-технических и инновационных проектов;

- введение контрактной системы в научно-технической сфере, включающей проведение конкурсов (тендеров) на выполнение государственного заказа на НИОКР прикладного характера;

- использование федерального имущества, закрепленного за научными организациями, с целью создания дополнительных источников финансирования научно-технических работ;

- установление ежегодной компенсации научным работникам, имеющим ученую степень и работающим в научных организациях федеральных органов, РАН и отраслевых академий, для приобретения научной литературы и оплаты научно-информационных услуг и др. [2].

В качестве особых мер по поддержке научно-технических предприятий и организаций в июне 1993 г. был подписан Указ Президента РФ “О государственных научных центрах Российской Федерации”. Согласно этому указу, предприятия и организации науки, которым присваивается статус Государственного научного центра (ГНЦ) обеспечиваются целевым бюджетным финансированием согласно планам и программам работ, утвержденными заинтересованными министерствами и согласованными с Миннауки РФ.

“Наряду с приоритетом бюджетных ассигнований на финансирование программ государственных научных центров и развитие их опытной базы для них устанавливаются льготы по налогообложению, тарифам на электрическую и тепловую энергию, воду, услуги связи и другие. ГНЦ освобождаются от уплаты НДС при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета, таможенных пошлин на импорт и т.п. К началу 1998 г. число ГНЦ РФ достигло 62, среди них крупные научные организации, занимающие лидирующие позиции по ряду приоритетных направлений развития науки и техники (ядерной физике, энергетике, химии и новым материалам, авиационной промышленности, машиностроению, медицине, биологии, биотехнологии, информатике и приборостроению, оптике, электронике, робототехнике и др.) [4].

Среди государственных мероприятий, призванных смягчить кризисную ситуацию в сфере НИОРКР необходимо отметить шаги, направленные на сохранение кадрового потенциала российской науки. Так значимым инструментом осуществления селективной научной политики, поощрения состязательности в науке и обеспечения множественности источников финансирования стало создание Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Россиского гуманитарного научного фонда (РГНФ), а также введенная постановлением РФ от 26 января 1995 г. государственная поддержка ведущих научных школ РФ путем предоставления безвозмездных целевых субсидий (грантов) РФФИ. В 1995 г. в рамках РФФИ через инициативные проекты поддерживались около 54 тыс.ученых России, что в пять раз больше, чем по программе долгосрочных грантов международного научного фонда (МНФ), финансируемого Дж.Соросом, - самой масштабной из всех действовавших программ. Правда, средний размер гранта МНФ был несколько выше [1].

Из других мероприятий государственной поддержки кадрового потенциала сферы НИОКР следует отметить:

- разработка “Межведомственной программы мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров”;

- установление государственных стипендий выдающимся деятелям науки и талантливым молодым ученым;

- отсрочка от призыва на действительную военную службу молодых специалистов, занятых в учреждениях РАН (500 человек ежегодно);

- установление порядка образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР;

- Федеральная программа конверсии, включающая вопросы использования научно-технического потенциала;

- введение целевого финансирования Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития при Правительстве РФ;

- учреждение 50 ежегодных премий Правительства РФ в области науки и техники;

- выделение грантов Президента РФ для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ.

Государственная научно-техническая политика России на современном этапе все больше получает свое выражение в форме выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных направлений исследований и разработок. В силу постоянной ограниченности материальных ресурсов, которые государство и общество в состоянии направлять на развитие науки и техники, всегда существует проблема выбора государственных приоритетов для данных направлений.

Приоритетные направления определяются как “тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концетрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные (общемировые), международные (системы стран), и национальные (отдельных стран) приоритеты в развитии науки и техники” [4].

Для усиления значимости приоритетных направлений в методологию инновационного менеджмента вводится давно принятое за рубежом понятие критических технологий. Под критическими технологиями понимаются такие, “которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приритетных направлений развития науки и технологии и без которых реализация приоритетного направления невозможна” [3].

Выбор приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется детализацией перечня критических технологий, которые носят межотраслевой характер и создают существенные предпосылки для решения ключевых проблем реализации указанных направлений. “При отборе критических технологий учитывается их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня в России утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике. Из этих направлений формируются государственные научно-технические программы. Финансирование работ, выполняемых научными организациями по приоритетным направлениям развития науки и техники, осуществляется целевым назначением Миннауки РФ из средств федерального бюджета (раздел 05 “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”) [4].

Выбор конкретных приоритетных направлений научно-технического развития является наиболее сложным и конфликтным элементом инновационной политики. На этом этапе всегда существует вероятность ошибки и субъективизма. Затрагиваются интересы многих специалистов и организаций, претендующих на государственную поддержку. Для исключения субъективизма при выборе государственных приоритетов ставится задача обеспечения независимой экспертизы инновационных проектов. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать:

- общегосударственная, социальная значимость нововведения;

- совокупная коммерческая эффективность проекта;

- степень научной и технической новизны;

- направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области;

- межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс спектру новых технологий в смежных областях;

- вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках товаров и услуг;

- наличие кадрового обеспечения, стимулирования роста интеллектуального потенциала;

- степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;

- возможность привлечения различных источников финансирования;

- наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта;

- воздействие на состояние окружающей среды;

- уровень риска и другие [2].

Одной из важнейших форм практической реализации государственных приоритетов в России являются Государственные научно-технические программы - “комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется, исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада; принципиальной новизне и взаимоувязанности программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Организация работ по формированию и реализации государственных научно-технических программ и их финансирование возложены на Миннауки РФ, которое в большинстве случаев выступает также в качестве заказчика программ. Для руководства программой государственный заказчик создает научный совет, который несет ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения программных целей; организует в установленном порядке конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов” [2].

В течении 1996-1997 гг. в РФ осуществлялась реализация 41 государственной научно-технической программы, связанных с приоритетными направлениями науки и техники, в том числе:

- высокоэффективные процессы для агропромышленного комплекса;

- экологически чистые и сберегающие технологии в энергетике, химии, металлургии;

- производство новых материалов;

- технологии и оборудование для строительства и транспорта;

- исследования в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики;

- создание технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий, новейших методов биоинженерии;

- создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранение, решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы должны представлятся для утверждения в Правительстве РФ в виде самостоятельной программы федерального уровня, подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ, или подпрограмм в составе федеральной целевой программы. В настоящее время с целью более рационального использования ограниченных бюджетных средств 39 подобных программ реализуется в качестве подпрограмм единой Федеральной целевой научно-технической программы на 1996-2000 гг. “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения” Программа состоит из 8 разделов, соответствующих приоритетным направлениям науки и техники [4].

Федеральные научно-технические программы являются составной частью системы мероприятий, реализующих цели и задачи социально-экономического и научно-технического развития, разрабатываемые на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральными законами “О государственном прогнозировании и прграммах социально-экономического развития РФ” и “О науке и государственной научно-технической политике” от 23.08.1996 г., №127-ФЗ.

Отбор программ для отнесения их к федеральному уровню осуществляется при наличии совокупности следующих основных условий:

- соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

- существенная значимость решаемой проблемы;

- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

- принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов, способных оказать существенное влияние на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;

- масштабность сферы применения результатов;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств;

- достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для эффективного решения поставленных задач;

- реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного задела, наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых ресурсов [4].

Решение организационных вопросов в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется структурами федеральной власти Российской Федерации. Организационная структура аппарата реализации государственной инновационной политики представлена на рис.1. Наиболее общие решения инновационной политики государства принимаются указами Президента РФ. Подготовку документов по этим решениям осуществляет Отдел науки и образования аппарата Президента. С 1995 г. при Президенте РФ работает Совет по научно-технической политике, в задачи которой входит:

- обеспечение Президента информацией о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;

- разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формирование приоритетных направлений в ее реализации;

- анализ и экспертиза проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;

- подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

- участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Инициирование законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности осуществляют органы законодательной власти Российской Федерации - Государственная Дума и Совет Федерации. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

В аппарате Правительства РФ вопросы инновационной политики находятся в ведении Департамента науки, образования и высоких технологий. Задачи по координации деятельности министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области осуществляет Правительственная комиссия по научно-технической политике, под руководством непосредственно Председателя Правительства. Основными функциями комиссии являются:

- обеспечение согласований исполнительной власти на уровне федеральных органов и субъектов федерации, РАН, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

- стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений;

- определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.

Аналогичные функции в оборонном секторе выполняет Координационный межведомственный по военно-технической политике.

Важнейшим федеральным ограном исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и управление в сфере науки и технологий гражданского назначения является Миннауки РФ.

Для осуществления инвестиционной поддержки инновационных процессов Миннауки объединяет усилия с Государственной инвестиционной корпорацией (ГОСИНКОР), которая обеспечивает экспертизу инвестиционных проектов, защиту интеллектуальной собственности разработчиков, осуществление маркетинга и страхование инвестиций.

Разработкой форм и методов реализации государственной инновационной политики занимается непосредственно Министерство экономики РФ, в структуре которого действует специальное подразделение, отвечающее за подготовку инновационных программ. В ее задачи входит определение приоритетов в развитии народного хозяйства по стране в целом и ее регионах, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Регулированием научно-инновационного потенциала высшей школы занимается Минобразование РФ. Под его началом разработаны и реализуются межвузовские научно-технические программы “Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы России”, “Конверсия и высокие технологии”, “Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы” и другие.

Бюджетное обеспечение инновационной политики осуществляет Министерство финансов РФ.

Министерство внешних экономических связей РФ обеспечивает подготовку технико-экономических обоснований и проектов и договоров международного сотрудничества по экспорту-импорту наукоемкой продукции, осуществляет организацию экспертизы и выдачу лицензий на продажу технологий, товаров и услуг.

Важнейшая роль в реализации государственной инновационной политики принадлежит Российской академии наук, принимающей участие в советах, комиссиях и рабочих группах по вопросам науки, техники, инноваций.

Стимулирование инновационных процессов в таких наукоемких областях как Федеральное космическое агентство, Минатом, Миноборонпром направлено в первую очередь на техническое перевооружение материальной базы за счет внедрения новейших достижений науки и техники [2].

В период проведения широкомасштабных экономических реформ в России сложилась определенная система регуляции инновационных процессов, выступающая как формальная структура источников финансирования инноваций, обеспечивающая соотношение фронтальности и селективности в мерах стимулирования важнейших направлений науки и технологий. Однако развитие системы управления инновациями во многом еще находится в своей начальной стадии и не имеет четко выраженной концепции, определяющей стратегические направления инновационной политики с отражением национальных государственных приоритетов страны.

Превращение инноваций в доминирующий фактор мирового экономического развития происходит в различных странах с учетом специфики особенностей национальных моделей управления инновационными процессами. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей инновационного развития:

1) страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (например, США, Великобритания, Франция);

2) страны, ориентированные на распространение нововедений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (например, Германия, Швеция, Швейцария);

3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (например, Япония, Южная Корея) [2].

В формировании российской национальной модели инновационного механизма также можно заметить некоторые характерные черты этого процесса. Особенности социально-экономического уклада, исторически традиционные для России, масштабы территории и наличие материально-сырьевых ресурсов, возможности накопленного огромного потенциала обороной промышленности, политическая позиция в мировом сообществе предопределяют специфику российской модели инновационного механизма.

“Характерной чертой сложившейся к началу реформ российской экономики явился существенный разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала. В связи с этим в обозримой перспективе для России представляется неизбежным сочетание активного (генерирующего) типа инновационного развития, основанного на продуцировании и внедрении, реализации на мировых рынках собственных инновационных разработок, включая созданные в оборонном комплексе, и имитационного типа, базирующего на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенной интеграции в собственную инновационную среду” [2].

В ближайший период основной задачей государственной политики будет переход от мобилизационного к инновационному типу общества, т.е обществу с установками на изменения, развитие, совершенствование, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы [6].

Облик инновационной модели национальной экономики формируется во многом при непосредственном государственном участии. В качестве одного из первых комплексных мероприятий в этой сфере стала утвержденная в 1995 г. Правительством РФ “Программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности”. Среди ее основных целей указаны:

- создание в России благоприятной инновационной среды;

- формирование рыночных отношений в научно-технической сфере;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития и технического перевооружения производства;

- создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства;

- обеспечение социальной защищенности российских ученых, конструкторов, изобретателей и производителей наукоемких товаров;

- координация усилий органов государственной исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, независимых товаропроизводителей и представителей научно-технического сообщества России для сохранения и приумножения потенциала высокотехнологичных отраслей российской промышленности;

- создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций [2].

Несмотря на меры, направленные государством на разработку и создание новой национальной модели инновационного механизма, этих усилий все еще недостаточно.

Как любая развивающаяся система, управление является процессом, который требует постоянного совершенствования. Иногда развитие системы управления в какой-либо сфере замедляется, или даже останавливается. В этот момент принцип застывшей системы становится тормозом, останавливающим развитие всей общественной жизни. Так произошло в России, когда командно-административный метод управления в сфере экономики исчерпал возможности стимулирования производства.

Преодолеть застой пока удалось только в тех областях, где административное управление достаточно было заменить на более современную эффективную систему рыночного регулирования. Так появилась альтернативная госсектору экономика свободного предпринимательства, с господствующими в этой сфере рыночными отношениями. Новый способ управления оказался весьма эффективным средством стимулирования, позволившим в достаточно короткий срок преобразить всю страну, заполнив пустые прилавки и утолив отчаянный голод тотального дефицита потребительных товаров, поразившего Россию в последние годы застоя.

В то же время, возможности применения чисто рыночных методов стимулирования остаются ограниченными, преимущественно сферой торгового обращения и потребительских услуг, тогда как комплекс базовых отраслей экономики, машиностроение, и, в особенности, стратегическое наукоемкое производство по прежнему остаются в зоне государственного бюджетного контроля. Система управления в этой сфере мало чем изменилась и имеет в своей основе метод директивного стимулирования, предусматривающий централизованное планирование и финансирование отраслевых программ по соответствующим расходным статьям госбюджета.

Существующий метод бюджетного финансирования не обеспечивает своих функций стимулятора развития научно-технического производства. Сейчас даже значительное увеличение объемов финансирования науки, не сможет обеспечить качественный скачек развития научно-технического прогресса, если оно будет осуществлено без учета реальной производственной ценности и общественной значимости его результатов.

Введение в распределительные отношения принципа общественной значимости сможет ориентировать государственные бюджетные инновационные программы целевого финансирования на стимулирование новых подходов и методов решений, обеспечивающих прорыв на качественно новый уровень. Оценка значимости всех нововведений должна осуществляться на конкурсной основе в государственных экспертных комиссиях, где главным критерием оценки является приоритет общественной значимости предлагаемого решения в рамках заданной целевой программы развития.

                                   Back 

 

Copyright © 2002 C Type

23-04-2003

Hosted by uCoz